СПЛАВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Строительные подразделения, вошедшие в состав треста, в незначительных объемах уже работали на объектах, связанных с электрификацией железных дорог Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской, Северной (от Москвы до Александрова) и др., но они были маломощные, разрозненные, со слабой производственной и инженерной базой.

Трест объединил строительные участки в Строительные управления (СУ-334, СУ-335, СУ-336), организовал строительно-монтажные поезда (СМП-181, СМП-200, СМП-251), впоследствии принял по приказу Минтрансстроя в свой состав Горем-5, Горем-11, а затем и СУ-102 (в Ярославле) и СМП-214 (в Костроме), завод ЖБИ в Тучко- во; на базе цехов по изготовлению железобетона в Щелкове и цеха металлоконструкций на подмосковной станции Красный строитель создал завод ЖБИ и ремонтно-прокатную базу по ремонту строительных механизмов и изготовлению металлоконструкций.

Для выполнения узкоспециализированных работ при тресте были организованы:

  • контора по монтажу контактной сети, тяговых подстанций, линий продольного энергоснабжения железнодорожных устройств, автоблокировки, впоследствии ставшая базой для создания Всесоюзного треста по монтажу контактной сети «Трансэлектромонтаж»;
  • Связьрем-26 по устройству железнодорожной связи всех видов — постанционной, линейнопутевой, станционной и др.;
  • Водрем-21 для строительства сетей водоснабжения, прочисткм канализации и т.п.

При электрификации Московского железнодорожного узла в комплексе выполнялись работы по удлинению станций, строительству тяговых подстанций, высоких и низких платформ на остановочных пунктах, депо для электропоездов, служебно-технических зданий и жилья для железнодорожников и строителей, устройству автоблокировки и связи.

За короткий период подразделения по специальным работам — контактной сети, связи, водоснабжению, канализации, энергоснабжению — окрепли, выделились в самостоятельные подразделения и вместе с Мосэлект- ротягстроем, как субподрядные организации, включились в работы строительного комплекса.

К 1961 г. коллективами треста и субподрядных организаций были электрифицированы участки Москва-Малоярославец, Моск- ва-Серпухов, Москва-Дмитров, Москва-Бо- родино, Москва-Волоколамск, Москва-Алек- сандров-Ярославль-Данилов; Москва-Боло- гое, Москва-Ожерелье-Павелец.

Впервые в СССР участок Ожерелье-Павелец протяженностью 140 км был электрифицирован на переменном токе. На этом участке удалось отработать ряд принципиально новых решений в области электрификации железных дорог: защита линий связи от помех, опор контактной сети — от коррозии, стыкование участков на постоянном и переменном токе, а также применение облегченных конструкций контактной сети и прогрессивных конструкций тяговых подстанций.

За успешное выполнение работ по электрификации и развитию Московского железнодорожного узла Мосэлектротягстрой в 1961 г. награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а машинисту ж.-д. крана Л.Н. Молчанову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большая группа рабочих и инженерно-технических работников удостоена высоких правительственных наград.

К 1961 г. основные работы по электрификации Московского железнодорожного узла были завершены и коллективу треста были поручены масштабные задания по строительству вторых путей на участке Москва-Волоко- ламск, реконструкции, достройке, электрификации, строительству вторых путей Большой Московской окружной железной дороги (БМО) на участке Александров-Икша-Пова- рово-Манихино-Кубинка-Бекасово-Столбо- вая-Михнево-Яганово, а также сооружение крупнейшей в стране сортировочной станции Бекасово-Сортировочная (Западная Сортировочная).

На выполнении этих объемных задач получил дальнейшее развитие опыт коллектива треста, накопленный на удлинении станций при электрификации узла. Специалисты треста в ходе строительства железнодорожных путей стали широко применять путевые машины тяжелого типа:

♦ путеукладчики УК-25/9 на укладке пути;

♦ электробалластеры ЭЛБ-1, ЭЛБ-3;

♦ выправочно-подбивочно-отделочные машины ВПО-3000 (в том числе с рихтовочным устройством) ;

♦ хоппер-дозаторы, шпалоподбивочные машины ШПМ-02;

а также освоили технологию укладки стрелочных переводов блоками.

На звеносборочной базе СМП-250 (ст. Сандоро- во) была задействована опытная полуавтоматическая линия по монтажу 25-метровых звеньев пути, которая стала достойным началом в деле создания автоматических линий по монтажу звеньев.

Автор этих строк пришел в трест из ПМС треста «Рекпуть» МПС, стал пионером по комплексному внедрению путевых машин тяжелого типа: путеукладчиков Платова, хоппер-дозаторов, электробалластеров на строительстве БМО и других объектов ж.д. и благодарит судьбу за то, что пришлось работать в этом прославленном коллективе.

Это были 60-е и первая половина 70-х годов, когда масштабные задачи по строительству БМО, сооруженной по последним достижениям в области строительства железнодорожных путей, электрификации и энергоснабжения, средств связи, электрической централизации и автоблокировки, были в основном решены. При этом введено в эксплуатацию около 700 км нового двухпутного участка с развитием станций. Построена крупнейшая в СССР сортировочная станция Бекасово с поселком городского типа «Киевский» для железнодорожников.

За создание сортировочной станции Бекасово проектировщики и строители были отмечены Государственной премией и другими наградами.

Сооружение БМО и сортировочной станции Бекасово позволило отклонить от Москвы вагонопотоки с транзитными грузами, что значительно улучшило экологическую обстановку в столице и ускорило доставку грузов грузополучателям других регионов страны.

Во второй половине 70-х гг. в связи с возросшими объемами пассажирских перевозок в условиях действующих предприятий проделаны масштабные работы по переустройству станций Москва-Ярославская, Москва-Киевская, строительству III главного пути на участках Моск- ва-Крюково Октябрьской ж.д., Москва- Солнечная Московской ж.д., а затем станций Моск- ва-Октябрьская, Москва-Павелецкая, Солнечная, Крюково, Николаевка. В этот же период построено здание ЦЖБ в Москве, железнодорожный и речной вокзалы в Ярославле, вокзал в г. Кинешме, осуществлено расширение Ярославского, Ленинградского, Белорусского вокзалов в столице, а к 850-летию Москвы коллектив треста выполнил уникальные работы по расширению Казанского вокзала и сооружению оригинальных навесов над платформами Ленинградского вокзала.

Производственно-технический потенциал треста позволял ежегодно выполнять значительный объем работ по жилищному, социальному и культурно-бытовому строительству как для собственных нужд, так и для нужд регионов деятельности треста. Особенно много жилья построено в Москве, в Московской и Калужской областях, в Ярославле и Костроме.

В середине 80-х гг. острословы шутливо стали называть Мосэлектротягстрой «Пансионатстро- ем». В этот период по заказам различных министерств и ведомств построены пансионаты и дома отдыха: Вороново-Алтыново, Аксаково, Румян- цево, Правда, Велигож, пионерлагерь им. Константина Заслонова, детский оздоровительный городок МПС в г. Старая Руза, школы в Ожерелье, Бабушкине, Пушкино, Можайске, центральная детская ортопедо-хирургическая больница МПС в Покровском-Шереметьеве, терапевтический корпус в Нарофоминске, поликлиника на станции Москва-Савеловская, родильный дом для 4-го Управления Совмина в Кунцево, больницы в Ожерелье, Коломне и немало других социально важных и архитектурно выразительных объектов.

В этот же период трестом выполнены большие объемы по электрификации участков Северной, Горьковской, Юго-Восточной железных дорог.

В числе объектов промышленного назначения следует отметить:

  • строительство Дмитровского опытно-экспериментального завода НАМИ;
  • реконструкцию вагоноремонтного и электровозоремонтного заводов в Ярославле;
  • строительство полигона НАМИ с уникальной, не имевшей аналогов в Европе аэродинамической трубой для испытания автомобилей;
  • сооружение главного материального склада Московской ж.-д.;
  • объекты сельского хозяйства в Московской, Калужской, Ивановской и других областях.

Особо значимым вкладом в развитие сельского хозяйства стал комплекс объектов — жилые дома, детские учреждения, дом культуры, торговообщественный центр, коровники, свинарники и др. — в совхозе Талдом Московской обл.

На протяжении многих лет поставщиком рабочих кадров коллективам треста было Пушкинское ПТУ № 54 — базовое для Мосэлектротягст- роя. Многие из выпускников ПТУ работают в тресте по 40-50 лет.

XXI век трест «Мосэлектротягстрой» встретил полным составом: строительных управлений — 2, горемов — 2, СМП — 7, подсобных предприятий — 4 (Щелковский завод ЖБИ, ремонтно-прокатная база, контора материально-технического снабжения, совхоз «Раево»), расположенных

в Москве, Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской и Калужской областях.

В условиях рыночных отношений, благодаря сложившемуся авторитету и профессионализму производственно-технического персонала, коллектив треста достаточно востребован среди заказчиков.

За последнее десятилетие построен целый ряд уникальных объектов различного назначения, в том числе Международный центр конькобежного спорта в г. Коломне общей площадью 59500 м2, Общественно-административный центр Правительства Московской области в Строгино (76 097 м2), здание Счетной палаты РФ (21000 м2), ряд объектов особой экономической зоны в г. Дубне, ремонтно-экипировочное депо на ст. Москва-Киевская (позволяющее одновременно готовить к рейсу 6 пассажирских поездов), поселок для строителей завода сжиженного газа на Сахалине, лыжный склон с четырьмя трассами, бытовыми и служебно-техническими помещениями и коммуникациями в Ново-Переделкино, ряд крупных объектов для МЧС в Москве и Новогорске. За последние 6 лет трест освоил монолитное домостроение и широко применяет его в строительстве объектов различного назначения.

Значительный вклад внесли коллективы треста в строительство 3-го транспортного кольца в Москве (а в настоящее время — и 4-го кольца), переустраивая ж.-д. пути и коммуникации в местах пересечения автотрасс с путями Малого ж.- д. кольца в Москве, готовя фронт работ для устройства опор эстакад и путепроводов.

Профессиональный подход специалистов треста, эксплуатирующих и проектных организаций к вопросам переустройства ж.-д. коммуникаций способствует сокращению сроков строительства и экономии средств, выделенных на эти цели.

Ярким примером является переустройство путей ст. Лефортово Малого кольца (этап 03) на строительстве 4-го транспортного кольца, когда специалисты треста «Мосэлектротягстрой», рационализировав проект, дали возможность построить путепровод на 8-й улице Соколиной горы практически на год раньше намеченного срока.

Трест продолжает активно строить жилые дома, предоставляя при этом возможность своим сотрудникам приобретать жилье на льготных условиях.

Подводя по-крупному итоги 60-летия, напомню, что коллективами треста:

  • построено более 3 тыс. км главных и станционных путей;
  • электрифицировано более 3,6 тыс. км железных дорог;
  • включено в электрическую централизацию более 27 тыс. стрелочных переводов;
  • построено более 2,5 млн м2 жилья;
  • сданы в эксплуатацию десятки народнохозяйственных объектов.

Все достижения Мосэлектротягстроя стали возможными благодаря деловому сотрудничеству с руководством и службами Московской железной дороги и другими заказчиками. Особенно хочется отметить многолетнего начальника Московской ж.д. покойного Ивана Леонтьевича Паристого, который глубоко вникал не только в вопросы строительства объектов дороги, но и в нужды строителей — материальные, социальные и др.

Успехам коллектива треста во все времена способствовало тесное сотрудничество с проектными институтами, прежде всего с Мосгипро- трансом, Ленгипротрансом, Трансэлектропроектом, Мосжелдорпроектом, а в последнее десятилетие на строительстве объектов в Коломне, Мякининской пойме, ГАБТ в Москве — с Курортпроектом.

Техническому прогрессу в коллективе в большой степени способствовало сотрудничество с отраслевой наукой, особенно в рамках программы «Мировой уровень».

В едином строю с Мосэлектротягстроем всегда были субподрядные организации минтрансстроевских трестов «Центро- транстехмонтаж», « Центротрансстрой », «Центростроймеханизация», «Трансэлектромонтаж», « Транссигналавтоматика», «Транссвязьстрой», «Мостотрест», организации Московской ж.д., многолетнее сотрудничество с которыми позволило и позволяет выполнять любые задания.

Становлению, укреплению коллектива в огромной степени способствовали внимание и забота руководства Минтрансстроя, Главного управления Севера и Запада, Корпорации «Трансстрой» и их структур.

В разные годы коллективом треста руководили талантливые, преданные делу руководители — К.С. Галахов, В.В. Мороз,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*