Учебная литература как объект аналитико-синтетической переработки

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника можно выделить две группы приемов:

1 группа — приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям.
2 группа — приемы работы с текстом.
Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Обратите внимание на https://mybook.biz.ua/uchebnaya-literatura/!

Приемы второй группы включаются при изучении школьниками методов создания вторичных документов путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на достоверность содержания при различных способах сворачивания информации.

В формировании каждого умения соблюдаются следующие этапы: воспроизведение, применение в знакомой и в новой ситуациях. От этапа к этапу увеличивается самостоятельность учащихся в оперировании умениями путем постепенного уменьшения руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

На первом этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению.

На втором этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к педагогу. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.

На третьем этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, то есть обучение учащихся осуществляется по третьему типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.

Занятие № 5. Специфика учебной литературы и предъявляемые к ней требования.

Типы учебной литературы. Роль справочного аппарата как средства ориентировки в учебной книге (2ч.).

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся как следует. Иоганн Вольфганг Гёте

Умение работать с книгой — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой — процесс сложный. Обусловлено это, прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки — отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Для того чтобы определить уровень владения умением работать со справочным аппаратом книги, организуется данное занятие.

Цели занятия:

Проверить сформированность умения работы с аппаратом учебного пособия.
Показать приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям.
Сформировать представление о типах учебной литературы, её специфике.
Форма организации занятия: педагогическая Мастерская

Этапы Мастерской

Индукция. Учащимся выдаются книги, которые они раньше не читали. Педагог дает задание: через 2 минуты рассказать о содержании данной книги.

Самоконструкция. Учащиеся выполняют задание. Педагог отслеживает то, как учащиеся знакомятся с книгами.

Афиширование. Учащиеся рассказывают о содержании книги и о том, как они знакомились с содержанием (иногда такое задание вызывает недоумение учащихся, которые говорят, что не успеют узнать содержание за такое короткое время).

Разрыв. Учащимся предлагается выполнить задание с помощью алгоритма (текст 4).

Рефлексия. Задание: вырази 4 — 5 словами этапы работы по ознакомлению с текстом (книгой).

Полистать
Оглавление
Вопрос
Главное
Индукция. Учащимся предлагаются: учебник, хрестоматия, наглядное учебное пособие, учебные пособия, практикум, книги для чтения, таблицы, атласы, программно-методические издания, учебная программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации.

Что общего между ними? Чем отличаются эти издания?

Самоконструкция. Самостоятельная работа. Задание: заполните таблицу “Общие черты и различия учебных изданий”

Общие черты и различия учебных изданий

Общие черты
Различия

Социоконструкция. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Допишите информацию соседу.

Социализация. Объединитесь в группы по четыре человека и составьте коллажи по полученной информации (учащиеся получают журналы, газеты, ножницы, клей, листы ватмана). Выполнение задания в группах. Оформление результатов работы в виде коллажа.

Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают.

Разрыв. Учащимся предлагается проверить выполнения задания с помощью текста 5

Рефлексия. Задание: запиши в колонку в порядке убывания (по степени нужности) список учебных изданий которые необходимы для учащегося и для педагога.

Текст 4

Алгоритм работы по ознакомлению с текстом (книгой).

1. Беглый обзор текста, его общий для того, чтобы иметь общее представление о тексте (книге). Говоря образно, то благодаря этому предварительному, беглому знакомству мы можем посмотреть на местность, по которой придется идти пешком, с высоты птичьего полета. Это можно сделать несколькими способами:

полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации (до чтения текста);
познакомиться с оглавлением.
При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

заглавие;
автор;
издательство (или учреждение, выпустившее книгу);
время издания;
аннотация;
оглавление;
авторское или издательское предисловие (в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав);
справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).
почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.
2. “Задать себе вопросы по поводу текста”. Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в нем проблем. Например:

Насколько мне это интересно?
Что мне известно об этой проблеме?
Какие идеи вынесены в заголовки?
Что нового я смогу узнать?
3. Чтение (глубокое знакомство с текстом).

4. Выделить главное и второстепенное в тексте (книге).

5. Резюме. Оценить уровень содержательности текста (книги), степень его логической структурированности.